ГДЕ ЖЕ НАХОДИЛСЯ ГОРОД ЛАГОН?
После тщательного изучения истории Африки XVII - XVIII вв. исторической географии Африки, всех топонимов более или менее близких к имени Логон или Лагон, отношении между Оттоманской империей и Африкой XVII - XVIII вв. я пришел к выводу о том, что энигматический африканский город Лагон (в некоторых источниках - Логон
) находится к Югу от озера Чад, в бывшем Центральном Судане (не следует путать древний Судан - по-арабски "страна черных людей" — с современным африканским государством Судан). Там, на берегу реки Погоне, располагалось княжество Лагон, или Логон. которое в 1790 г после принятия местным князем ислама стало Султанатом Лагон (см. карту) Столицей этого княжества был сильно укрепленный город, носивший то же имя Лагон, или Логон-бирни (бирнистена, крепость, столица, главный город на местном языке) Ныне этот город находится на север'" КамерунаЛагон - небольшое княжество, ставшее в XIVв. политически независимым. В XVII и XVIII вв. оно находилось в ленной зависимости от своего крупного соседа, могущественной империи Борно. Некоторые историки считают, что Лагон до XIXв. был провинцией Борно. Известно, что в конце XVII - начале XVIII в. Лагоном правил миарре (или князь) по имени Бруха, который, по всей вероятности, перестроил город Лагон в 1700 г., поэтому и считается в наши дни его основателем. Это была монархия с ограниченной властью. Князь правил с помощью совета во главе с ибалагуаном, или премьер-министром. Население этого княжества (лагане или лагуане) принадлежало к народности котоко, славившейся в истории Африки своими бронзовыми
изделиями, а также фортификациями. Итальянский путешественник Джованни Лоренцо Анания, посетивший эту часть Африки в XVI в., назвал среди местных столиц и город Лагон. В XVIII в. его население, по свидетельству немецкого путешественника Густава Наштигала, составляло примерно 15 тыс. человек [13].Вот как описал город Лагон немецкий путешественник Генрих Барф, побывавший там в 50-е годы XIX в.: "Мы вошли в столицу княжества Логон, которая называется Логон Бирни, или Карнак Логтон в языке народа шуа и Карнак Логон у Канори (карнак означает большой)... чем дальше мы продвигались, тем красивее становился город... и меня особенно поразил грандиозный характер центральной улицы (дендаль), которая вела к дворцу султана на юг и на противоположной стороне - к дому Кегамма (ибалагуан)...
Моя комната находилась над палатами ибалагуана. Отличная и грандиозная архитектура меня удивила. Это было здание с большим количеством боковых строений, в которых были расположены небольшие квадратные дворы... Дворец султана, огромное здание было окружено стеной в 14 футов высоты... К моему великому удивлению, нашел в первом дворе две железные пушки... Я прошел через несколько других длинных и очень чистых дворов, а затем вошел во двор аудиенции, где и находился королевский трон...".
Крепостные стены, которые окружали этот город, доходили до 10 метров в высоту. Это было самое надежное средство защиты города. До конца XVIII в., то есть до принятия ислама частью княжеской семьи, жители Лагона придерживались традиционной африканской религии
. И это служило поводом для частых нападений на Лагон султанов соседних мусульманских стран.Были ли связи между Оттоманской империей и африканскими государствами центрального Судана? В тот период, который нас интересует, то есть в годы раннего детства Абрама Ганибала, княжество Лагон еще не приняло ислам и по этой причине вряд ли могло иметь отношения с Константинопольским двором. Однако все обстояло иначе с государствами, окружавшими Лагон. Крупнейшим из них в XVII в. было Борно-мусульманская страна, считавшаяся четвертой державой исламского мира.
Государство Борно имело дипломатические и коммерческие отношения с Оттоманской империей. Первый договор о дружбе и торговле между ними подписан в 1555 г. Другие северные африканские государства - Ливия и Египет - в то время находились под властью оттоманов. Борно продавало им золото, духи, слоновую кость, кожаные изделия и рабов, а покупало ружья, лошадей, бумагу, изделия, привезенные из Европы, а иногда и белых рабов. В XVII - XVIII вв. главным источником африканских рабов и евнухов Оттоманского двора был, кроме территории нынешней Эфиопии, регион озера Чад. Соседняя с Лагоном мусульманская страна - Султанат Багирми - также имела связи с оттоманами и считалась в этот период крупным поставщиком евнухов. В 1680 - 17
07 гг. султан Багирми - Абд Эль Кадер - часто нападал на Лагон и другие немусульманские поселения на берегах реки Логоне. Можно предположить, что во время одного из нападений сын логонского князя Бруха и несколько других жителей Лагона были взяты в плен, а затем проданы оттоманам.В архивах не сохранилась точная дата прибытия маленького Абрама в Константинополь, но считается, что это произошло летом 1703 г.. Таможенные службы Оттоманской империи того времени систематически записывали данные о детях девширма - пажах султанского сераля. Ныне эти старинные записи находятся в главных архивах Стамбула. К сожалению, расшифровка документов оттоманского прошлого продолжится еще много лет.
Итак, я считаю родиной Ганибала суданский Лагон, или Логон. Главнейший аргумент в пользу такого заключения: в черной Африке XVII - XVIII вв. был только один город по имени Лагон.
Ряд фактов и обстоятельств подкрепляют это мнение:
• история Лагона убедительно показывает, что в XVII - XVIII вв. многих мальчиков и девочек этого города и других немусульманских территорий вокруг озера Чад продавали на рынках северной Африки и Турции;
• в период увоза Ганибала в Турцию состоялись военные столкновения в городах, находившихся на берегах реки Логоне;
• князя, правившего Лагоном в то время, звали Бруха;
• у миарре Бруха было много жен и детей;
• город Лагон находился на берегах крупной (965 км) реки Логоне, по которой плавали многочисленные суда (в этой реке, вероятно, и утонула любимая сестра Ганибала Лагань);
В закчючение можно со всей определенностью утверждать что принятая с 1899 г в литераторе версия об абиссинской родине Ганибала не соответствует действительности Она была основана исключительно на предположениях Анучина считавшего невозможным негритянское происхождение великого поэта, сам же Пушкин не сомневался в своем негритянском происхождении Центрально Африканский город Лагон, где родился три века тому назад его прадед, находится в наши дни на севере Камеруна, на берегах реки Логоне.